Куда пойду от Духа Твоего, Господи, и от лица Твоего куда убегу?

Московская Сретенская Духовная Семинария

Куда пойду от Духа Твоего, Господи, и от лица Твоего куда убегу?

Архиепископ Верейский Амвросий 338



Сегодня мы слышали Евангелие о разговоре Христа с самарянкой. Христос шел в город Сихарь и, устав от пути, сел отдохнуть у колодца Иаковля. И подошла к колодцу женщина. Она пришла за водой. И Богочеловек попросил ее дать Ему напиться воды, ибо было жарко. Но женщина удивилась этой просьбе, ведь иудеи настолько презирали самарян, что даже попросить у них воды было чем-то зазорным. И из этой простой беседы вытекает беседа глубокая, богословская, насыщенная смыслом. И самарянка та стала проповедницей о Христе в своем народе. 

Евангельский рассказ о встрече Христа с самарянкой удивителен. Казалось бы, богословские беседы должны начинаться в какой-то определенной атмосфере, настраивающей на духовные размышления. Кажется, что такие беседы должны вестись с теми, кто свою жизнь посвятил Богу. Но эта беседа, начавшись с бытовой проблемы, с жажды, внезапно переходит в очень глубокую духовную плоскость. К вопросам, можно даже сказать, богословским, а заканчивается и вовсе обращением всего самарянского поселения к вере во Христа.

Мы в своей жизни очень часто стараемся каким-то особенным образом подготовиться ко встрече со Христом, порой даже пытаемся избегать каких-то нейтральных бытовых моментов нашей жизни, ожидая чего-то особенно духовного. А между тем Христос может ожидать нас где-то у колодца, куда мы пришли набрать воды. Возможно, нигде так ярко в Евангелии не видно упразднения разделения окружающего мира на «священное» и «профанное», как в сегодняшнем рассказе. Евангелист как бы говорит нам: смотрите и запоминайте, вся жизнь, весь быт, всё человеческое время может быть посвящено Христу. Не только определенные часы дня, отведенные для молитв. Не только святые места, храмы и монастыри. Где бы ни находился человек и чем бы он ни занимался, он может быть с Богом. Молиться, размышлять о Боге, вести духовные беседы можно где угодно, независимо от обстоятельств.

Самарянка ищет ответ на вопрос о том, где правильно поклоняться Богу — в храме или на горе — и получает ответ от Христа, что не в храме и не на горе, не в каком-то месте. Отец ищет людей, которые будут поклоняться Ему не «где», а «как». Не в каком-то месте, но «в духе и истине». Это поклонение Богу везде и всегда предчувствовал еще царь и пророк Давид, написав удивительные по красоте слова 138 псалма:

«Куда пойду от Духа Твоего, Господи, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: “может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью”; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет».

Бог — всюду. Бог — рядом. И сегодняшнее Евангелие еще раз напоминает нам о том, что к встрече с Богом невозможно подготовиться специально. Он Сам решает, когда прийти. Встреча эта может произойти в любом месте и в любое время. Посреди дороги. В гуще городской жизни. В тишине уединенного чтения. Но всюду мы должны быть готовы Его разглядеть.

Сколь часто, встречаясь с людьми верующими и исполняющими все религиозные требования, с книжниками, фарисеями и первосвященниками, людьми, посвятившими себя изучению Писания, Христос не находил такого живого ответа, какой Он услышал от самарянки. И даже когда Он совершал удивительные чудеса и знамения, часто более впечатляющие, чем то, что так удивило самарянку, сердца так называемых истинно верующих оставались закрытыми.

Занимаясь изучением богословия, символов и традиций, правил и возможных интерпретаций, чтением святых отцов, разбором строк Священного Писания, мы порой как бы огораживаем себя от Бога и людей стенами метафор, сложных лингвистических конструкций, где-то лишь краем сознания цепляя самое важное, но оставаясь к нему бесчувственными. У многих из нас есть целый арсенал цитат, аргументов и силлогизмов, с помощью которых мы готовы спорить с теми, кто что-то понимает иначе, с теми, кто делает что-то не так, с нашей точки зрения. И хотя очень важно знать и понимать правила веры, главным в вере всё также остается правило любви, без соблюдения которого всё остальное теряет свое прекрасное звучание (см. 1 Кор. 13:1-2) и становится пустым и бессмысленным.

Мы должны иметь наше сердце всегда готовым к встрече с Богом. Иметь его всегда открытым и готовым проявить любовь ко всякому. Ведь, возможно, когда в следующий раз мы пойдем к колодцу набрать воды, рядом с ним нас будет ждать утомившийся Путник, готовый наполнить нашу внутреннюю опустошенность доверху водой жизни. Водой, способной сделать нас полными любви настолько, что уже никакая бытовая неустроенность и никакие огорчения повседневности не смогут нас опустошить и лишить ее (см. Рим. 8:39). Ведь Сам Христос будет обитать в нашем сердце, наполняя и преисполняя его Своей любовью.

//проповедь наместника Сретенского монастыря архиепископа Верейского Амвросия, произнесенная им после чтения Евангелия за Божественной литургией в храме Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в Неделю о самарянке, 17 мая 2020 года